Деятельность педагогического коллектива по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи учреждении образования.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения работников школы, родителей и школьников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в учреждении образования включает в себя следующие аспекты:
1. Охрана жизни и здоровья детей
2. Обеспечение безопасных условий труда сотрудников учреждения школы
3. Экологическая катастрофа
4. Терроризм
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства Республики Беларусь по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Создание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения работниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и работниками в ходе образовательного процесса;
- Профилактика производственного травматизма;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у обучающихся и работников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделом ГАИ Кормянского района.
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для школы - это прежде всего:
- Нормативно-правовое обеспечение
- Научно-методическое сопровождение
- Разработка программ и рекомендаций
- Аттестация рабочих мест по условиям труда
Проблема безопасности учреждения образования определяется несколькими направлениями:
- Обеспечение охраны труда работников школы.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).
- Пожарная безопасность.
- Антитеррористическая защита.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Педагогический коллектив работает над реализацией актуальных аспектов безопасности в школе.
Обеспечение физической безопасности – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности школы является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся и работников, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса:
- В школе назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса.
- Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию работников и учащихся при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
- Разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищённости).
- Ведется профилактическая работа с персоналом и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т.ч. проведение:
- учебных объектовых тренировок по эвакуации работников и учащихся при угрозе чрезвычайной ситуации;
- занятий, бесед по ОБЖ со школьниками.
- Оформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.
- Систематически проводится обследование здания школы и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.
- Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.
- Планируется установить видеонаблюдение в местах наибольшего скопления учащихся.
- Озабоченность вызывает наличие травматизма у учащихся в ходе образовательного процесса. Единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).