«Современный учебный кабинет – путь к успешному обучению»
Повышение эффективности образовательного процесса невозможно без создания условий для продуктивной работы учителей, самообразования и совершенствования их педагогического мастерства, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Одним из значимых условий является современный учебный кабинет, который сегодня рассматривается как средство выполнения государственного образовательного стандарта и развития учащихся, как ресурс дополнительного образования и внеклассной работы. Учебный кабинет – это учебное помещение учреждения образования, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебные и факультативные занятия, внеклассные мероприятия, заседания методических формирований.
Учебный кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Подбор и расстановка ученической мебели, шкафов и другого оборудования в кабинете осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов.
Современный учебный кабинет должен соответствовать требованиям следующих нормативных документов:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2008 № 26 «Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплина) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78);
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно-допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»;
Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 в редакции Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 12.07.2013 № 61-З.
Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по учебным предметам после выбора учебного помещения издается приказ по учреждению образования о назначении заведующего кабинетом, определяются его функциональные обязанности.
Заведующий кабинетом совместно с руководством учреждения образования производит учет всего имеющегося учебного оборудования, технических средств, предназначенных для преподавания соответствующего предмета, мебели. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.
Под руководством заведующего кабинетом составляется план работы кабинета на учебный год и перспективный план развития кабинета. В планах предусматривается систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, учебно-методических изданий, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения имеющихся материалов.
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация,
позволяющая проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований образовательных стандартов, определить основные направления работы.
Примерные требования
по организации работы и ведению документации в учебных кабинетах учреждений общего среднего образования
В учебном кабинете учреждения общего среднего образования необходимо обеспечить следующее.
1. Наличие и соблюдение необходимых нормативных и локальных документов.
2. Укомплектованность оборудованием, учебно-программной документацией и учебно-методическими комплексами, учебниками; дидактическими и раздаточными материалами, словарями, справочной и энциклопедической литературой; ЭСО в соответствии с профилем кабинета.
3. Наличие следующих материалов:
- для работы с одаренными и высокомотивированными учащимися, учащимися с низким уровнем мотивации;
- для проведения практических занятий;
- для организации внеклассной работы по предмету;
- для подготовки к олимпиадам по учебным предметам, экзаменам, централизованному тестированию, конкурсам, турнирам;
- рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (творческая работа, экзамен и др.).
4. Наличие в кабинете информационных стендов (с постоянной и сменной информацией), направленных на совершенствование качества образовательного процесса (например, «Сегодня на уроке», «Готовимся к ЦТ», «Готовимся к экзамену» и др.).
5. Наличие материалов по методическому сопровождению образовательного процесса:
- планы и материалы работы методических формирований педагогов;
- сведения о педагогах, обеспечивающих высокий уровень усвоения учащимися учебного материала и результативное участие в олимпиадах, конкурсах, централизованном тестировании;
- материалы по итогам изучения и обобщения эффективного педагогического опыта;
- материалы мониторинга качества обученности учащихся (в разрезе каждого класса и каждого учителя) и др.
6. Оптимальность и целесообразность организации пространства кабинета.
7. Наличие офтальмотренажеров, комплексов упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (п. 96 гл. 6, п. 130 гл. 7 Санитарных норм и правил).
Все представленные в учебном кабинете материалы и оборудование должны быть систематизированы, размещены рационально и внесены в паспорт.
В учебном кабинете рекомендуется иметь следующие локальные документы, утвержденные руководителем учреждения образования:
- Приказ о назначении заведующего кабинетом, его функциональные обязанности.
- Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др. (с планами работы учебного кабинета на учебный год и перспективу).
- Акт приемки учебного кабинета.
- График проветривания учебного кабинета, составленный в соответствии с п. 60 гл. 4 Санитарных норм и правил.
- Правила безопасного поведения учащихся в кабинете.
- План-схема эвакуации.
- Документация в соответствии с требованиями Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03. 2008 № 26.
- График занятости кабинета информатики с целью рационального использования компьютерной техники.
Образец
1. Расписание учебных занятий
Урок |
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
||||||
учитель/ класс |
учитель/ класс |
учитель/ класс |
учитель/ класс |
учитель/ класс |
учитель/ класс |
|||||||
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
2. Расписание стимулирующих и поддерживающих занятий
Класс |
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
5 «А» |
14.40 – 15.25 |
|||||
7 «Б» |
15.15 – 16.00 |
|||||
8 «Д» |
14.40 – 15.25 |
3. Расписание факультативных занятий
Класс |
Название |
Время работы |
|||||
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
||
Синтаксис русского языка |
16.00 – 17.00 9 «А» |
16.00 – 17.00 9 «Б» |
4. Расписание объединений по интересам
Класс |
Название |
Время работы |
|||||
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
||
5 «А», «Б» |
Юный филолог |
16.00 – 17.00 5 «А» |
16.00 – 17.00 5 «Б» |
Примечание. Руководитель учреждения образования, педагогический совет, методическое объединение педагогических работников с учетом специфики деятельности учреждения (кабинета) могут определять дополнительный перечень документов, оформляемых заведующим учебным кабинетом. Зафиксировать данное решение необходимо приказом руководителя учреждения образования или протоколом заседания коллегиального органа учреждения образования.